Обратная связь

Закрыть Пожалуйста представьтесь:

Ваш телефон:

Ваш e-mail:

Текст обращения:

Задать вопрос

Закрыть Пожалуйста представьтесь:

Ваш телефон:

Ваш e-mail:

Текст обращения:

Оставить отзыв

Закрыть Пожалуйста представьтесь:

Ваш телефон:

Ваш e-mail:

Текст обращения:

Регистрационная форма

Закрыть Пожалуйста представьтесь:

Ваш телефон:

Ваш e-mail:

Текст обращения:

Вопрос-ответ

 
09.08.2010.

В договоре 2002 года на создание литературного произведения имеется указание на объем, условное наименование будущего произведения, о передаче исключительных прав на его воспроизведение и тиражирование. Может ли считаться такое указание достаточным для передачи автором исключительных прав на данное произведение, поскольку под указанные в договоре характеристики может попадать любое созданное автором в будущем произведение?

Если в авторском договоре заказа, одновременно согласовываются и все существенные условия авторского договора о передаче исключительных авторских прав, то данный договор будет являться основанием для передачи исключительных прав на произведение.

Поскольку договор на создание литературного произведения был заключен до введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", к ним применяется Закон об авторском праве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» по авторскому договору заказа автор берет на себя обязанность создать произведение в соответствии с условиями договора и передать произведение заказчику.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предметом авторского договора не могут быть права на использование в будущем произведений, которые автор может создать в будущем.

Однако, авторский договор заказа наряду с условиями, касающимися создания обусловленного договором произведения и передачи его заказчику в установленный срок, может содержать и условия относительно дальнейшего использования созданного произведения. В этих целях договор может предусматривать предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

Согласно статье 30 Закона об авторском праве имущественные права могут передаваться только по авторскому договору (за исключением случаев свободного использования, предусмотренных статьями 18-28 этого же Закона) о передаче исключительных прав или о передаче неисключительных прав (пункт 1). Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам (пункт 2).

При этом в случае одновременной (наряду с заказом) передачи заказчику имущественных прав такой договор, как разновидность авторского договора, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 30-33 Закона об авторском праве.

Таким образом, при согласовании в авторском договоре заказа всех существенных условий авторского договора о передаче исключительных авторских прав, а именно: наименование произведения, его объем, сроки создания, размер и порядок выплаты вознаграждения за передачу исключительных прав, способы использования произведения и территорию его использования, заключение отдельного договора на передачу исключительных прав на данное произведение не требуется.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 г. N 2658/09).


юрист ООО "Независимая консалтинговая фирма"
Заббарова Э.С.

 

ООО совмещает УСН и ЕНВД, сколько раз в год сдавать бухгалтерскую отчетность (баланс и отчет о прибылях и убытках): ежеквартально или достаточно один раз по итогам года?

При применении специальных налоговых режимов, таких как упрощенной системы налогообложения (далее УСН) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее ЕНВД) всегда возникало много спорных моментов в части ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности (баланса и отчета и прибылях и убытках).
Так, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета организаций, перешедших на УСН. Исключение составляет учет основных средств и нематериальных активов.
В соответствии с п. 7 ст. 346.26 гл.26.3 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Закон не освобождает организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению ЕНВД, от обязанности ведения бухгалтерского учета.
Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 91 ГК РФ, ст. ст. 18, 23, 25, 26, 45, 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - ООО) обязывают ООО вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность общества.
Таким образом, организация, применяющая по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых, согласно указанному Закону, не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации.

1. Позиция Минфина РФ.

Свое мнение по данному вопросу Минфин России излагал дважды. В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 июня 2006 г. N 03-11-04/2/151 сказано, что организации, применяющие УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.
Учет доходов и расходов указанные организации осуществляют в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
В связи с этим организация, применяющая УСН и при этом осуществляющая предпринимательскую деятельность, в отношении которой она признается налогоплательщиком ЕНВД, не должна представлять в налоговые органы бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
В письме от 10 октября 2006 г. N 03-11-04/2/203 позиция Минфина изменилась в ровно противоположную сторону. Согласно письму, организация, применяющая по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых согласно указанному Закону не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации.
Редакция журнала «Главбух» обращалась в отдел специальных налоговых режимов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России с просьбой разъяснения данного вопроса. Был получен ответ, что была оплошность с их стороны в отношении письма от 20 июня 2006 г. N 03-11-04/2/151 в связи с недостаточной проработкой данного вопроса. Теперь Минфин России твердо уверен - применять надо более позднее письмо.

2. Судебная практика.

Суд признал незаконным решение ИФНС (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2007 г. N А44-1375/2007)  о привлечении ООО к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление в инспекцию в установленный срок бухгалтерской отчетности за I полугодие 2006 года. Доказано отсутствие вины в совершении правонарушения, поскольку ООО руководствовалось письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 июня 2006 г. N 03-11-04/2/151, согласно которому при применении двух специальных налоговых режимов по разным видам деятельности налогоплательщик не должен представлять бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Согласно ст. 111 НК РФ, разъясняющие письма освобождают компании от штрафов, но только до выхода последующего письма, где изложена другая точка зрения на этот вопрос. Соответственно, с 10 октября фирма уже не вправе ссылаться на первое письмо Минфина РФ.

3. Резюме.

При совмещении УСН с уплатой ЕНВД необходимо не только вести бухгалтерский учет в полном объеме, но и представлять баланс и отчет о прибылях и убытках в налоговую инспекцию. Согласно ст.346.19 НК РФ отчетным периодом является  - квартал, шесть месяцев, девять месяцев календарного года, а налоговый период - календарный год. ООО совмещающего УСН и ЕНВД необходимо сдавать бухгалтерскую отчетность (баланс и отчет о прибылях и убытках) ежеквартально.
Согласно ст. 126 п.1. НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

 

Индивидуальный предприниматель находится на режиме ЕНВД. Если в налоговом периоде предпринимательская деятельность не велась, какую декларацию подавать: нулевую или заполненную?

Согласно п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), плательщиками ЕНВД признаются организации и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, на территории, на которой введен ЕНВД.
Статья 44 НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате конкретного налога и ее прекращение с определенными обстоятельствами. Перечень обстоятельств, приводящих к прекращению обязанности по уплате налогов, приведен в п.3 ст.44. Временное или окончательное прекращение деятельности, облагаемой налогом, в нем непосредственно не указано.
До 1 января 2009 года в случае временного приостановления деятельности при расчете суммы ЕНВД к уплате можно было учитывать фактический период времени ее осуществления при помощи корректирующего коэффициента К2 (абзац 3 п.6 ст. 346.29 НК РФ). С 1 января 2009 года этот абзац исключен из НК РФ, тем самым отменена и такая возможность. Также с 1.01.2009г. не предусмотрена и подача «нулевых» налоговых деклараций при приостановлении или прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД.

1. Позиция Минфина РФ

Минфин России в письмах, опубликованных в 2009 году, неоднократно указывал, что вмененный доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика, используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя (число работников, торговые площади, количество автотранспорта и пр.). Налогоплательщик ЕНВД рассчитывает единый налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного, а не фактически полученного дохода при осуществлении предпринимательской деятельности. В связи с этим обязанность налогоплательщика по уплате ЕНВД возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или ее приостановления.
До снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД сумма единого налога должна исчисляться по соответствующему виду предпринимательской деятельности, исходя из имеющихся физических показателей и базовой доходности. Если же физические показатели отсутствуют, но организация (ИП) не заявляет о необходимости снятия с учета, Минфин РФ рекомендует продолжать уплачивать ЕНВД в прежнем порядке. То есть даже при отсутствии налогооблагаемой деятельности (а в отдельных случаях и физических показателей для расчета вмененного дохода) налогоплательщик должен посчитать ЕНВД, как будто они есть. В соответствии с разъяснениями Минфина РФ, если организация (ИП) не сняты с учета в качестве плательщика ЕНВД, они обязаны подать заполненную декларацию за налоговый период, в котором соответствующая деятельность не велась.
Таким образом, ныне официальная позиция Минфина России состоит в том, что прекращение обязанности уплаты ЕНВД (и подачи заполненной декларации) может произойти только в случае снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД. Такое мнение изложено в письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 мая 2009 г. N 03-11-09/188, от 30 июня 2009 г. N 03-11-09/230, 10 сентября 2009 г. N 03-11-09/307, 14 сентября 2009 г. N 03-11-06/3/233 и резюмировано в письме от 22 сентября 2009 г. N 03-11-11/188.
Для снятия организации (ИП) с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению этим налогом, необходимо подать заявление в налоговый орган в течение 5 дней со дня прекращения указанной деятельности. Уведомление о снятии с учета налоговый орган обязан направить налогоплательщику в течение 5 дней со дня получения от него заявления (абзацы 3, 4 п.3 ст.346.28 НК РФ). Эта норма введена только с 2009 года, поэтому более ранними разъяснениями руководствоваться рискованно.
Соответственно, в случае возобновления деятельности налогоплательщику придется вновь встать на учет.

2. Позиция Федеральной налоговой службы РФ

Позиция ФНС, изложенная в Письме от 27 августа 2009г. №ШС-22-3/669, несколько иная. Если в случае приостановления (прекращения) деятельности, облагаемой ЕНВД у налогоплательщика фактические значения физических показателей базовой доходности равны нулю (нет торговых площадей, автотранспорта и пр. – в зависимости от вида деятельности), налогоплательщик должен отразить это в декларации, представляя «нулевую» декларацию. То есть во время приостановления предпринимательской деятельности, налогоплательщики ЕНВД сохраняют обязанность по представлению налоговых деклараций до момента снятия их с учета в качестве плательщиков данного налога. Однако сам налог исчислять и уплачивать не нужно. Правомерность представления «нулевой» декларации при отсутствии предпринимательской деятельности такие налогоплательщики могут подтвердить соответствующими документами.

3. Судебная практика

Судебная практика по данному вопросу пока не сформирована, поскольку налоговые проверки за 2009 год только начинаются, и соответственно повода для обращения в суд ни у налогоплательщиков, ни у налоговых инспекций пока не было.

4. Резюме

Таким образом, Минфин РФ и Федеральная налоговая служба согласны во мнении о необходимости снятия с учета налогоплательщика в случае прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД. А в вопросе о необходимости уплаты в этом случае налога и подачи заполненной или «нулевой» декларации они расходятся.
Разъяснения Минфина России носят информационно-разъяснительный характер и не признаются нормативными актами (см. письма от 20 мая 2009г. N 03-02-08/39 и от 08 апреля 2009г. N 03-02-08/28). Вышеуказанные письма не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
В письме от 02 мая 2007г. N 03-02-07/1-211 Минфин РФ со ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 отметил, что налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (или его заместителем), как разъяснение компетентного должностного лица.
Таким образом, если налогоплательщик ЕНВД не планирует полностью прекращать облагаемую этим налогом деятельность и сниматься в связи с этим с учета, целесообразно во избежание споров с налоговой инспекцией заручиться письменным разъяснением руководителя ИФНС, в которой он зарегистрирован. Инспекторы на местах, скорее всего, признают возможность подавать «нулевую» декларацию, поскольку такова позиция Федерального налогового ведомства. В дальнейшем, когда ситуация прояснится, плательщиков ЕНВД, имеющих на руках подобные письма, не смогут привлечь к налоговой ответственности (постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2009 N А05-5277/2008 и ФАС Уральского округа от 20.10.2008 N Ф09-7518/08-СЗ).

 

Подскажите, пожалуйста, при расчете ЕНВД необходимо указывать базовую доходность на единицу физического показателя в месяц (в 2 разделе строка 040). Как определить этот показатель для розничной торговли (общественного питания)?

Единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД) может применяться в отношении услуг общественного питания. Здесь существует два варианта применения:
Первый: для услуг, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала не более 150 кв.м. по каждому объекту организации;
Второй: для услуг, оказываемых через объекты организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
Теория применения изложена в ст. 346.26 НК РФ.
Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика. Его размер представляет собой налоговую базу, определяется по формуле:
Вмененный доход = Базовая доходность * Физический показатель.
Базовая доходность и физический показатель определены в зависимости от вида предпринимательской деятельности.
В качестве физического показателя для первого варианта используется показатель
"площадь зала обслуживания посетителей", т.е. кв.м. и базовая доходность составляет   1000 руб. в месяц.
Для второго - "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" при базовой доходности 4500 руб. в месяц.

Позиция Минфина РФ.
В позиции Минфина РФ нет четкого подхода в вопросе определения налогооблагаемой площади зала обслуживания посетителей, в случае если объект организации общественного питания имеет несколько обособленных залов.
В письмах от 01.11.2006 № 03-11-04/3/482, от 23.08.2006 № 03-11-02-185, от 16.05.2006 № 03-11-04/3/260 Минфин России разъяснил, что в случае оказания налогоплательщиком услуг общественного питания через собственные или арендованные нежилые помещения, имеющие несколько залов обслуживания посетителей, площадь определяется по совокупности площадей всех используемых залов.
При этом тот факт, что на залы обслуживания оформлены отдельные правоустанавливающие документы, не имеет значения (Письма Минфина России от 22.05.2007 № 03-11-04/3/167, от 06.03.2007 № 03-11-04/3/63, от 16.05.2006 № 03-11-04/3/260).
Вместе с тем необходимо отметить, что в Письмах от 30.03.2007 № 03-11-04/3/98, от 08.02.2007 № 03-11-04/3/41 Минфин России уточнил свою позицию. Теперь финансовое ведомство указывает, что если услуги общественного питания оказываются через разные объекты организации общественного питания, расположенные в одном здании (например, через кафе и бар или кафе и ресторан), то следует принимать во внимание именно документы.
В том случае, когда в правоустанавливающих и инвентаризационных документах объекты не разделены, помещения признаются одним объектом организации общественного питания. Площадь зала обслуживания в такой ситуации исчисляется суммарно по всем помещениям. Если же в документах используемые помещения выделены как отдельные объекты организации общественного питания, площадь зала обслуживания следует считать по каждому помещению в отдельности.
Если же залы обслуживания посетителей находятся в нескольких отдельно расположенных нежилых помещениях, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, то площадь определяется отдельно по каждому такому залу обслуживания посетителей (Письма Минфина России от 01.11.2006 № 03-11-04/3/482, от 23.08.2006 № 03-11-02-185).

Судебная практика.
Камнем преткновения в судебных спорах является также вопрос определения налогооблагаемой площади зала обслуживания посетителей.
Арбитражные суды при разбирательстве подобных споров также исходят из того, что в одном объекте организации общественного питания площадь зала обслуживания следует определять суммарно по всем помещениям. Однако тот факт, что услуги оказываются именно через один общий объект, имеющий несколько залов, суды устанавливают не столько на основании документов, сколько по совокупности всех обстоятельств. В частности, учитывается наличие общих подсобных помещений, общей кухни, общего обслуживающего персонала, общей ККМ и т.п. (например, Постановления ФАС Поволжского округа от 21.02.2007 № А55-6673/2006, от 28.09.2006 № А12-3421/06).

Резюме.
При расчете ЕНВД в сфере услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющих залы обслуживания посетителей, необходимо применять физический показатель "площадь зала обслуживания посетителей» (в кв. м.). Для определения четкой налогооблагаемой площади необходимо уделить отдельное внимание инвентаризационным и правоустанавливающим документам (договоры купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации и др.).
При оказании услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залы обслуживания посетителей, - показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

 

В ноябре 2008г. нашей организацией в налоговую было подано заявление о возможности применения УСН. Наши доходы за 9 месяцев позволяли это сделать. Налоговая нам выдала уведомление о возможности применения УСН. Но 30 декабря 2008г. поступили денежные средства и был подписан акт выполненных работ на очень большую сумму, в результате чего наши доходы за 2008 год превысили предельно допустимую величину для применения УСН. Поэтому в 2009 году наша организация продолжила применять общую систему налогообложения. И хотя нужно было известить налоговую об этом до 15 января 2009г., мы это не сделали (мое упущение). В ноябре 2009 года главный бухгалтер (не я, сейчас пока нахожусь в декретном отпуске) опять понесла заявление на УСН (хотя надо было подождать еще год), а ей говорят, что вы и так на УСН. Вот тут и началось - нас стали заставлять сдать уточненки по прибыли, НДС, ЕСН за 2009 год и сдать декларацию по УСН, что якобы мы обязаны были в 2009 году применять УСН. Об этом твердили сначала сотрудники камерального отдела, потом начальник камеральных проверок, а теперь и сам начальник налоговой службы Московского района. Хотя этот спецрежим, как я понимаю, носит добровольный характер, организация сама может выбирать, применять его или нет, а у нас, к тому же, уже не выполнялись условия перехода на этот спецрежим. Причем, начальник отдела камеральных проверок говорит, что если за 9 месяцев условия выполняются, то уже не важно, какой доход получился за год, что эта норма применима только для организаций, которые уже применяют УСН - если доходы превысили, то переходят на ОСНО.
Что вы можете сказать по этому поводу? Права налоговая или мы? И если правы мы, то как это доказать налоговикам - похоже, что только в суде?

 

В ноябре 2008г. нашей организацией в налоговую было подано заявление о возможности применения УСН. Наши доходы за 9 месяцев позволяли это сделать. Налоговая нам выдала уведомление о возможности применения УСН. Но 30 декабря 2008г. поступили денежные средства и был подписан акт выполненных работ на очень большую сумму, в результате чего наши доходы за 2008 год превысили предельно допустимую величину для применения УСН. Поэтому в 2009 году наша организация продолжила применять общую систему налогообложения. И хотя нужно было известить налоговую об этом до 15 января 2009г., мы это не сделали (мое упущение). В ноябре 2009 года главный бухгалтер (не я, сейчас пока нахожусь в декретном отпуске) опять понесла заявление на УСН (хотя надо было подождать еще год), а ей говорят, что вы и так на УСН. Вот тут и началось - нас стали заставлять сдать уточненки по прибыли, НДС, ЕСН за 2009 год и сдать декларацию по УСН, что якобы мы обязаны были в 2009 году применять УСН. Об этом твердили сначала сотрудники камерального отдела, потом начальник камеральных проверок, а теперь и сам начальник налоговой службы Московского района. Хотя этот спецрежим, как я понимаю, носит добровольный характер, организация сама может выбирать, применять его или нет, а у нас, к тому же, уже не выполнялись условия перехода на этот спецрежим. Причем, начальник отдела камеральных проверок говорит, что если за 9 месяцев условия выполняются, то уже не важно, какой доход получился за год, что эта норма применима только для организаций, которые уже применяют УСН - если доходы превысили, то переходят на ОСНО.
Что вы можете сказать по этому поводу? Права налоговая или мы? И если правы мы, то как это доказать налоговикам - похоже, что только в суде?

В соответствии со ст. 346.12 (глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения», далее - УСН) НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном указанной главой. Исходя из этого утверждения, Ваша организация в 2008 году не являлась налогоплательщиком, использующим УСН. Таковым она должна была стать с 1 января 2009г.
В п.4 ст. 346.13 НК РФ условием утраты права на использование УСН является превышение доходов налогоплательщика над предельно установленной величиной. Поскольку Ваша организация не являлась в 2008 году налогоплательщиком по УСН, эти положения к ней неприменимы. Следовательно, права на применение УСН в 2009 году Ваша организация не утратила, и не было причины сообщать об этом в налоговый орган, как это предписывает п.5 ст. 346.13 (т.е. в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода).
Однако, Вы все же могли перейти на общий режим налогообложения с начала 2009 года, подав до 15 января 2009г. в налоговый орган заявление о таком желании (в соответствии с п.6 ст.346.13). Поскольку вы этого не сделали, организация осталась на УСН.
Таким образом, требования налоговой инспекции правомерны. Следовательно необходимо до 31 марта 2010 года подать налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения.

 

Возможно ли применение упрощенной системы налогообложения сельскохозяйственными кооперативами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законом от 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в которых доля участия других организаций составляет более 25%?

Федеральный закон от 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – ФЗ «О сельхозкооперации») дает такое определение сельскохозяйственного кооператива – «организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива».
В соответствии со ст.3 ФЗ «О сельхозкооперации», сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.
Производственный кооператив является коммерческой организацией. Видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (далее - коопхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 ст.3.
Сельскохозяйственный потребительский кооператив (ст.4 ФЗ «О сельхозкооперации») - сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 ст.4, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.

К сожалению, в вопросе не конкретизировано, какой именно вид сельскохозяйственного кооператива имеется в виду.

Вне зависимости от вида, сельскохозяйственный кооператив обязан составлять бухгалтерскую отчетность (ст.39 ФЗ «О сельхозкооперации»). Годовой отчет и бухгалтерский баланс кооператива подлежат утверждению общим собранием членов кооператива после их проверки ревизионным союзом и представляются в налоговые органы и органы государственной статистики. Сроки и формы представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах.

Согласно Рекомендациям по ведению бухгалтерского учета и отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, утвержденным Минсельхозом РФ 25 января 2001 г. (Специальная часть, ст.1, п.1.1, абз.2):
«Сельскохозяйственным потребительским кооперативам с простым технологическим процессом производства продукции выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.98 г. N 64 "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.»
Относительно сельскохозяйственных производственных кооперативов специальных рекомендаций по ведению учета нет. Поэтому в отношении них необходимо руководствоваться требованиями Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п.2.1 ст.346.12 Налогового кодекса РФ, организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения (УСНО), если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСНО, ее доходы не превысили 45 млн. рублей.
При этом организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, не вправе применять УСНО (п.3 ст.346.12). Однако данное ограничение не распространяется на:

  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%,
  • на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации",
  • хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

Если в вопросе речь идет о потребительском кооперативе, т.е. о некоммерческой организации, то доля участия других организаций более 25% не препятствует применению УСНО. Если же речь идет о производственном кооперативе, то применять УСНО нельзя.
Следует помнить, что есть и другие ограничения на применение УСНО (даже для некоммерческих организаций), установленные п.3 ст. 346.12 НК РФ. А именно, применять ее не имеют права:

  • организации, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
  • организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

Если сельскохозяйственный потребительский кооператив не относится к вышеперечисленным организациям, то он может применять УСНО.

Вывод.
Сельскохозяйственный производственный кооператив, доля участия в котором других организаций более 25%, применять УСНО не имеет права.
Сельскохозяйственный потребительский кооператив перейти на УСНО может, если:

  • его доходы за 9 месяцев не превысили 45 млн. рублей,
  • он не занимается производством подакцизных товаров,
  • не перешел на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
  • средняя численность его работников не превышает 100 человек,
  • остаточная стоимость его основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. рублей.

Следует отметить, что сельскохозяйственный кооператив может перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ. В частности, он должен являться (ст. 346.2):
1) сельскохозяйственным товаропроизводителем, т.е. производить сельскохозяйственную продукцию, осуществлять ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализовывать эту продукцию. Условие:

  • доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции (включая продукцию ее первичной переработки) в его общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) должна составлять не менее 70 %

либо
2) сельскохозяйственным потребительским кооперативом (перерабатывающим, сбытовым (торговым), снабженческим, садоводческим, огородническим, животноводческим), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Условие:

    • доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов кооператива (включая продукцию первичной переработки), а также от выполненных работ (услуг) для членов кооператива должна составлять в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.


Cтраница 1
Задайте Ваш вопрос, и наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время
 
 
 
 

Актуальные вопросы законодательства

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении"

Цель закона - урегулировать отношения, возникающие в связи с производством, передачей и потреблением теплоэнергии (мощности) и теплоносителя.
Установлен исчерпывающий перечень регулируемых тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения. Цены на иные виды товаров и услуг определяются сторонами.  
Тарифы могут быть одноставочными, двухставочными, дифференцироваться по видам (параметрам) теплоносителя, по группам потребителей, по зонам дальности передачи энергии.
Определены особенности теплоснабжения многоквартирных домов. Заключается отдельный договор. В нем предусматривается поставка тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в объемах, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Количество реализуемых тепловой энергии и теплоносителя учитывается с помощью специальных приборов. Их устанавливают собственники источников или установок.
Приборы учета в новом многоквартирном доме должен устанавливать застройщик за свой счет. Это нужно сделать до того, как получено разрешение на ввод в эксплуатацию.
Теплоснабжающие организации должны иметь допуск к работам, которые обеспечивают функционирование систем теплоснабжения. Его выдает саморегулируемая организация. Закреплен ее статус.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

© НКФ 2017

(843) 277-03-23, 277- 08-18
420107, РТ, г.Казань, ул.Петербургская, д. 78
office@nkf.ru   
карта проезда